Здоровый образ жизни для детей, детям о здоровье
Содержание
1. Свежий воздух
2. Движение
3. Гигиена
4. Одежда
5. Правильное питание
6. Закаливание
7. Внутрисемейный климат
8. Душевное равновесие
Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую очередь.
К сожалению, все еще встречаются родители, которые не считают процесс воспитания чем-то важным, заслуживающим особого внимания. Детей часто оставляют наедине с компьютером, планшетом или телевизором. Однако любой уважающий себя родитель, желающий успеха своему ребенку во взрослой жизни, понимает, что психологическое и физическое здоровье малыша – сфера его ответственности.
Заботливые родители, в первую очередь, должны печься не о собственном комфорте, но о здоровье ребенка, поэтому основы здорового образа жизни нужно прививать с самого раннего возраста. Здоровый образ жизни для детей с пеленок – не модный стиль жизни, а необходимость. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны родителей приведет к тому, что в более зрелом возрасте их ребенок с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.
Родители, которые осознают, что процесс воспитания трудоемок и длителен, и что зерна, посеянные, когда ребенок еще мал, в дальнейшем дадут соответствующие плоды, должны руководствоваться всего восемью правилами, способными сделать жизнь ребенка гармоничной.
1. Свежий воздух
Здоровый образ жизни детей немыслим без прогулок в любое время года и при любой погоде. Поэтому нужно чаще выходить с малышом на улицу, совершать прогулки на свежем воздухе.
Если у ребенка крепкий иммунитет, то прогулка в любую погоду не должна быть короче 2 – 2,5 часов, потому как свежий воздух способствует обогащению крови кислородом, улучшению работы сердца, стимуляции клеток головного мозга, а также насыщению витамином D, нехватка которого может привести к разрушению костной ткани, зубов, рахиту. По этой же причине следует часто проветривать дома комнаты.
2. Движение
Маленький ребенок – человек, еще только постигающий мир. Во многом он познает его именно через движение. Вот он только-только встал на ножки, научился держать в руках столовые приборы, застегивать пуговки… Именно для развития физического здоровья ребенка следует обеспечить ему как можно большую двигательную активность, ведь от этого зависит его координация и ловкость.
Физические упражнения помогают тренировать мышцы, поэтому важно находить время для активных игр даже с малышом, например, поиграть в мяч. Ребенку постарше, непременно, нужно купить велосипед, отдать в любительскую спортивную секцию, например, на плавание, легкую атлетику, секцию футбола. При этом важно помнить, что на первых порах цель – не воспитать олимпийского чемпиона, а помочь ребенку стать более здоровым, сильным, выносливым, привить основы ведения ЗОЖ. Поэтому не стоит пихать дошкольника сразу в профессиональный спорт, когда он подрастет, сам сможет решить, в каком направлении ему двигаться.
3. Гигиена
Жизненный тонус организма во многом зависит от комнатной температуры. Чрезмерно теплый и сухой воздух способен спровоцировать проблемы со здоровьем. Естественно, не следует создавать в квартире и Северный полюс, оптимальный вариант – 18-20 градусов выше нуля.
Второе правило, которое должно быть соблюдено – чистота жилья. Можно сколько угодно рассказывать детям о здоровье, но если в доме не поддерживается порядок, это не будет иметь никакого смысла. В грязном жилище правила здорового образа жизни для детей потеряют всякую ценность, а их здоровье будет постоянно подвергаться опасности. В первую очередь, засилье грязи и пыли может привести к развитию аллергии, поэтому нужно как можно чаще проводить уборку и проветривать комнаты.
В детской же особое внимание следует уделить вещам, традиционно считающимися накопителями пыли: мягким игрушкам, книгам, пушистым коврам. За их состоянием необходимо тщательно следить, ведь в противном случает ребенок не только дышит пылью, но часто берет грязные игрушки в рот.
4. Одежда
При выборе одежды для ребенка нужно учитывать правило: нельзя одевать детей чересчур тепло, ведь кожа должна дышать, насыщаться полезными компонентами. Естественно, одежда должна быть выбрана по погоде, но при этом не следует забывать, что тело должно закаляться, приобретать иммунитет. А если малыш всегда одет тепло, то его организм не научится бороться с перепадами температуры, что в дальнейшем приведет к частым простудам. Родители должны следить, чтобы ребенок во время прогулки и не замерз, и не перегрелся.
Также одежду следует выбирать из натуральных тканей, позволяющих коже дышать и предотвращающих появление аллергии на искусственные материалы.
5. Правильное питание
В первый год жизни малыш, в общем-то, как правило, питается тем же, чем и его мать, ведь рацион его составляет грудное молоко. Так что мать обязана следить за своим рационом, делать его сбалансированным. Немаловажную роль играют и эмоции, которые испытывает женщина при кормлении, ее состояние также влияет на здоровье младенца.
Как только малыш становится в состоянии питаться чем-то помимо грудного молока, его стоит приучить к кашам и пюре из овощей. Овощи и фрукты должны составлять основу ежедневного рациона.
Необходимо регулярно рассказывать взрослеющим детям о здоровом образе жизни и необходимости правильно питаться, это поможет оградить их от пищевого мусора: газированных напитков, шоколадных батончиков, чипсов и т.п. Естественно, свои рассказы необходимо подкреплять личным примером.
Помните, рассказ о здоровом образе жизни родителей, которые постоянно проводят свое свободное время на диване перед телевизором или за компьютером, будет воспринят как некая сказка, а не руководство к действию.
6. Закаливание
Закалка повышает сопротивляемость организма инфекциям. Закаливание водой, солнцем, воздухом влияет на функционирование внутренних органов, исправную работу нервной и сердечно-сосудистой систем.
Начинать закалять ребенка нужно с самого раннего возраста, например, можно постепенно снижать температуру воды во время купания. Другой не менее полезный вариант – вместе ходить в бассейн. В последнем случае это еще и положительный пример ЗОЖ для детей со стороны родителя.
7. Внутрисемейный климат
Как уже отмечалось, детство – это период формирования не только физического, но и психологического здоровья маленького человека. И большое влияние на последнее оказывает атмосфера в семье. Постоянные крики, упреки, ссоры разрушают психику ребенка, ведут к развитию заниженной самооценки, закомплексованности, закрытости. И это, разумеется, скажется на успехах ребенка, когда он будет познавать мир без родителей: ходить в детский сад, учиться в школе, общаться со сверстниками, посещать секции и т.п.
Ребенок должен быть окружен атмосферой любви и внимания. Он не должен видеть разногласия между родителями, особенно если они выражены в грубой форме. Финансовое благополучие семьи не сможет заменить ее эмоциональный микроклимат.
8. Душевное равновесие
Чем старше ребенок становится, тем меньше он нуждается в опеке родителей, поэтому раннее детство – период, когда необходимо проводить как можно больше времени со своими детьми, ведь они именно в это время наиболее беспомощны, не могут справляться самостоятельно со многими вещами, нуждаются в поддержке и помощи. В дальнейшем этот опыт не наверстать.
Важно вовлекать ребенка в свои занятия, как можно меньше подвергать его критике, чаще играть с ним, заниматься чтением книг, ходить в музеи и на выставки, больше веселиться и смеяться вместе.
Не стоит также забывать о том, что иногда резкое слово может обидой отпечататься в сердце ребенка на всю жизнь. Слово порой бьет сильнее любых затрещин, а потому необходимо следить за своей речью, не ругать без причины, основываясь только лишь на собственной усталости, и уж тем более не выражаться при ребенке матом. Малыш должен чувствовать, что ему есть, на кого опереться, что он в безопасности и под защитой.
Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет к успеху тех родителей, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей. Конечно, ребенок может адаптироваться к жизни сам, но стоит задуматься, где и какие методы он использует для этого, будет ли в этом случае его жизнь комфортной и счастливой?
Надеемся, что эта статья в полной мере объясняет, насколько более высокий уровень жизни в физическом и эмоциональном плане способен предоставить здоровый образ жизни для детей. Начните формировать его в своей семье уже сейчас, не откладывая более ни минуты, и уже вскоре вы заметите первые результаты.
Здоровье начинается дома
www.rastut-goda.ru
ДЕТИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Безусловно, самое главное и важное, что должен дать каждый родитель своему ребенку — это любовь. Но кроме этого с самого раннего возраста постарайтесь привить полезные привычки, которые должны быть у каждого человека и приучить малыша к здоровому образу жизни. С чего же начать?
Режим. Подберите такой режим дня, который будет комфортным для вашего ребенка. Самые главные его составляющие — сон, питание, прогулки, игры. Кроме того, уделите достаточно времени вопросам гигиены — утренний и вечерний туалет, умывание перед едой, переодевание — соблюдение простых правил должно войти у ребенка в привычку с детства, чтобы в дальнейшем избежать ненужных хлопот. Наверняка многие спросят, а зачем вообще придерживаться какого-то режима? Хочет ребенок — спит, хочет — играет… что в этом плохого? А дело все в том, что соблюдение режима помогает ребенку легче переключаться с одного вида деятельности на другой, а еще восстанавливать силы и экономить энергию. Согласитесь, если после обеда идет отдых или сон, а после уроков — прогулка, если ребенок встает примерно в одно и то же время, то его организм как бы заранее готовится к каждому последующему этапу, поэтому сил тратится меньше.
Правильное питание. Для ребенка это означает, что в ежедневном рационе должны быть овощи, фрукты, молочные продукты, рыба или нежирное мясо. Откажитесь от вредных продуктов, таких как газировка, снеки, фаст-фуд и пр. На завтрак предлагайте ребенку разнообразные каши, которые не только полезны для растущего организма, но к тому же и вкусные! А в обед не забывайте про суп, который благотворно влияет на весь организм.
Спорт. Его польза для нашего здоровья просто неоценима: укрепляется иммунитет, мышечный корсет, улучшается обмен веществ. А еще спорт дисциплинирует и развивает чувство ответственности! Начните вместе с ребенком утро с простой гимнастики — заряд бодрости гарантирован.
Но все эти советы и правила не будут работать, если сами не станете хорошим примером для вашего ребенка! Правильно питайтесь, занимайтесь спортом, не засиживайтесь до полуночи перед телевизором, проводите больше времени на свежем воздухе — и результаты не заставят себя ждать!
Здоровья вам и вашим детям!
Интересное по теме
СПОРТИВНЫЙ РЕБЕНОК ИЛИ КАКУЮ СЕКЦИЮ ВЫБРАТЬ
ГДЕ ПОПЛАВАТЬ: ОБЗОР ПЯТЕРКИ ЛУЧШИХ БАССЕЙНОВ РОССИИ
tlum.ru
Детский ЗОЖ: на что обратить внимание?
Здоровое питание очень много значит для ребенка. Для роста и взросления детям требуется много сил, поэтому с пищей они должны получать все необходимые витамины и минералы. Если рацион несбалансирован, это может повлечь за собой множество проблем со здоровьем.
Как должен питаться ребенок? В рационе должны быть разные виды мяса, морепродукты, молочные продукты, яйца, полезная выпечка, рыба, различные овощи и фрукты, ягоды, зелень, орехи, мед, крупы.
А из мяса лучше всего выбирать индейку, кролика, курицу, телятину, говядину. Из молочных продуктов стоит отдать предпочтение кефиру, натуральным йогуртам без добавок, молоку, творогу. Можно употреблять и сыры, но не слишком острые и соленые. Овощи можно есть любые. Часть их обязательно употреблять в сыром виде, но можно также готовить разные блюда с тепловой обработкой (супы, рагу). Фрукты и ягоды можно есть любые, если нет аллергии. В блюда стоит добавлять больше трав и меньше соли.
Крупы стоит давать разные. Чем больше выбор, тем лучше. Яйца можно варить или делать омлет. Орехи и мед следует употреблять в небольшом количестве и только, если нет аллергии. Выпечку следует готовить самостоятельно или приобретать в магазине, но выбирать ее надо тщательно. Желательно, чтобы она была не только из пшеничной муки, но и из овсяной, гречневой, цельнозерновой. А еще хорошо, если в ней будет не очень много сахара.
Составлять меню следует с учетом возраста ребенка. Ведь до пяти лет, например, не рекомендуется есть грибы, а до трех — морепродукты. Детский ЗОЖ предполагает максимально разнообразное меню, но без экспериментов, которые могут навредить здоровью.
Вот меню для малышей 3-6 лет:
- завтрак: каша с фруктами и чай с печеньем; или творожный пудинг и фрукт;
- перекус: банан или яблоко;
- обед: суп из овощей, рыбное блюдо и гарнир, кисель; или борщ, мясное блюдо, салат, морс;
- полдник: молоко с булочкой; или яблоки, запеченные с творогом;
- ужин: овощное пюре и омлет; или рыбное суфле и салат;
- перед сном: кефир или теплое молоко.
А вот меню ребятам старше шести лет:
- утром: оладьи со сметаной и бутерброд, чай; овсянка с орехами и ягодами, вареное яйцо и огурец;
- перекус: фрукты или творог;
- обед: рассольник, картофельные зразы с мясом, кабачковая икра, компот; или овощной суп, тефтели, салат, кисель;
- полдник: фруктовый салат; или ягодное желе;
- вечером: тушеные овощи, ломтик рыбы, чай; или ленивые вареники, отварное яйцо, какао.
Составлять меню детям школьного возраста надо, учитывая их большие умственные нагрузки. А значит, в рационе обязательно должна быть рыба, орехи, овощи. И в целом, питание у ребенка любого возраста должно быть максимально разнообразным.
medaboutme.ru
Здоровый образ жизни для детей. Почему это важно
Существует распространённое заблуждение о том, что ребёнок — как чистый лист. Что на нём напишут, с такими данными он и пойдёт во взрослую жизнь. Но это верно лишь отчасти. Да, воспитание родителей во многом определяет судьбу человека, но важно понимать, что каждый из нас в этот мир приходит уже с каким-то багажом — какими-то наклонностями, особенностями, талантами и недостатками. Речь не идёт о том, что человек не может ничего изменить и его судьба предначертана уже до его рождения. Дело в том, что любые склонности и особенности могут проявиться лишь при соответствующих условиях. Представьте себе зерно: оно может упасть во влажную рыхлую почву и уже через сутки дать росток, а может упасть на голый асфальт и тогда вряд ли сможет прорасти.
Тоже самое происходит и с ребёнком, который приходит в этот мир. У него есть как положительные особенности, так и отрицательные. Это, разумеется, тоже условное разделение, так как в этом мире нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего и всё, так или иначе, может быть инструментом. Так, если у ребёнка есть какой-либо талант, но родители ничего не сделают для того, чтобы это талант проявился, то есть не создадут почву для того, чтобы зерно проросло, ребёнок, скорее всего, так и не найдёт своё предназначение. Или же это случится уже во взрослом возрасте, и много времени будет потеряно, к примеру, на нужное образование или нелюбимую работу. Тоже самое и с какими-то негативными качествами характера. К примеру, ребёнок растёт очень агрессивным и вспыльчивым — у него такая особенность характера. И, если родители не найдут способ научить ребёнка контролировать себя или не смогут перенаправить эту агрессию в конструктивное русло, такой ребёнок тоже будет расти несчастным человеком.
На самом деле, все родители желают ребёнку счастья. Только проблема большинства родителей в том, что понятие счастья у большинства искажённое. Искренне желая своему ребёнку добра, родители порой начинают баловать его, покупать ему вредную еду, развлекать его и одаривать дорогими игрушками, думая, что вся эта внешняя мишура сделает их ребёнка счастливым. Родителей тоже можно понять: они целыми днями заняты повседневной суетой и единственный способ для них проявить свою любовь и заботу — вкусно накормить ребёнка и развлечь его. Но, сами того не понимая, они создают для своего ребёнка причины, по которым он будет страдать в будущем.
Как же определить, какая забота будет для ребёнка благом, а какая принесёт вред? Здесь сложно ответить однозначно, потому что в случае с каждым ребёнком всё будет индивидуально, и очень сложно сохранить баланс. К примеру, некоторые родители пытаются взращивать с детства в ребёнке самостоятельность и ответственность, порой даже намеренно помещая его в трудные жизненные ситуации. Но тут очень просто перегнуть палку: ребёнок может утвердиться во мнении, что родители его не любят и вообще их не волнуют его проблемы. С другой стороны, не стоит излишне «обкладывать ватой» ребёнка: воспитанный в тепличных условиях он не сможет адекватно взаимодействовать с этим миром в будущем.
Как найти эту сложную грань между заботой и гиперопекой? Прежде всего, следует развить собственную осознанность. Совершая действие в отношении ребёнка, каждый раз задавайте себе вопрос: «К какому результату это приведёт?». Если ваши действия направлены на то, чтобы развлекать, баловать и вкусно кормить ребёнка, и ничего, кроме этого, то лет через 10–15 не удивляйтесь, когда в своём ребёнке вы увидите эгоиста, потребителя и, вообще, носителя самых что ни на есть негативных качеств. Это — последствия такого воспитания, когда для ребёнка сбываются все его желания, причём чаще всего не ведущие ни к какому развитию вообще.
Стремясь проявить заботу, родители чаще всего пытаются вкусно накормить ребёнка. Но, к сожалению, в современном мире, вкусная еда — это чаще всего вредная еда, которая не только разрушает здоровье, но и формирует зависимость. Многие родители с целью управления ребёнком подсаживают его на сладкое. Так как сахар является наркотиком (сахар действует на мозг по тому же принципу, что и кокаин), то, приучив ребёнка к сладкому, можно буквально заставить его стать шёлковым. Обещание дать ребёнку конфету или, напротив, угроза её отобрать поистине творят с ребёнком чудеса — он становится просто послушной куклой в ваших руках. Но совершенно очевидно, что такое идеальное поведение не более чем иллюзия. И как только ребёнок чуть-чуть подрастёт и сможет сам себе покупать сладости, вся безграничная власть родителя над ребёнком на этом закончится, а вот у ребёнка останется тяжёлая наркотическая зависимость на всю оставшуюся жизнь. Стоит ли это того, чтобы почувствовать себя на определённый период в жизни круче легендарного Макаренко, — вопрос спорный.
Пищевые привычки закладываются ещё в раннем детстве. И то, какой тип питания родители привьют своему ребёнку, скорее всего, будет обуславливать его культуру питания на протяжении всей жизни. Единицам удаётся перебороть и сломать те тенденции в питании, которые заложены в детстве. Поэтому, покупая ребёнку очередную вредную «вкусняшку», следует понимать, что вы создаёте у ребёнка вредную привычку неправильно питаться на долгие годы.
Ещё одним важным аспектом в воспитании детей является контроль информации. Дети невероятно впечатлительны и восприимчивы к любой новой информации. И, учитывая то, что сегодня большая часть окружающей нас информации оставляет желать лучшего, чаще всего в ребёнка загружается далеко не то, что будет вести его к развитию. Поэтому, если вы замечаете, что ваш ребёнок начинает вести себя неадекватно или странно, обратите внимание на то, к каким источникам информации он имеет доступ.
К примеру, известны случаи, когда даже после просмотра, на первый взгляд, безобидного мультика «Маша и Медведь» дети начинали вести себя неадекватно и в долгосрочной перспективе регулярного просмотра этого мультфильма — даже портился их характер. И это неудивительно — посмотрите сами, какие концепции продвигает мультфильм «Маша и Медведь». Капризная, эгоистичная девочка постоянно откровенно издевается над Мишей, а также другими обитателями леса: есть эпизоды, где от неё бегают и прячутся даже волки. Чему может научить такой мультфильм? Потребительскому мировоззрению и эгоистичной жизненной позиции. Маша показывает своим примером, что свои интересы нужно ставить выше интересов окружающих и добиваться своих целей любыми способами.
В случае с Машей — истериками, слезами, подлыми хитростями и так далее. Стоит ли удивляться, когда, не получив заветную шоколадку или игрушку, ребёнок закатит истерику прямо в магазине? Ведь именно этому его научила весёлая беззаботная мультяшная Маша. И поэтому принципу сегодня написаны сценарии практически всех отечественных мультфильмов, а уж о зарубежных и говорить нечего. Те ценности, которые они продвигают — просто чудовищны. Однако сегодня даже маленькие дети не только смотрят мультфильмы, но и имеют доступ к боевикам, ужастикам, сериалам и жестоким компьютерным играм. Сегодня ребёнок за компьютер садится в среднем уже в 5–6 лет. И занимается он там далеко не образованием и развитием, а играет в жестокие игры, где во всех подробностях смакуются убийства. Стоит ли ожидать от такого ребёнка какого-то адекватного поведения? Вопрос риторический.
Вывод из всего вышесказанного простой: воспитание, действительно, во многом определяет судьбу ребёнка. Нужно следить за тем, что ребёнок потребляет, как в плане пищи, так и в плане информации, и тщательно отслеживать тенденции и изменения в поведении, а также анализировать, какие причины приводят к тем или иным переменам. Как правило, когда родители замечают, что с их ребёнком что-то не так, бывает уже слишком поздно. Перевоспитывать двадцатилетнего эгоиста и бездельника, который уже плотно «подсел» на разного рода интоксиканты, намного сложнее, чем корректировать поведение 3–4-летнего ребёнка.
Существует версия, что все черты характера и все привычки закладываются до пяти лет и дальше можно только незначительно корректировать то, что уже заложено глубоко в подсознании. Поэтому старайтесь загружать в ребёнка только позитивную информацию, которая будет вести его к развитию. Ну и самый главный секрет здорового образа жизни для вашего ребёнка — это ваш личный пример. Как показывает опыт, бесполезно, прихлёбывая пиво из бутылки, рассказывать сыну о вреде алкоголя: он будет, как зеркало, повторять всё, что делает его отец. А вот если отец встаёт в шесть утра и идёт на пробежку, а выходя из дома в выходной бежит не к ларьку с пивом, а к турнику, то у ребёнка это запишется на подкорку, и именно это определит его вектор движения по жизни.
www.oum.ru
Статья на тему: Здоровый образ жизни дошкольника
Тема: «Здоровый образ жизни»
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровья нет надежней друга. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. В словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья, а также потребностью человека в здоровьесберегающем образовании. Выдающийся педагог – новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Огромную роль в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста играет семья. Основной задачей для родителей и воспитателей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители и воспитатели должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения «здоровый образ жизни» для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
Но только говорить о значимости здоровья — это мало, и воспитатели дошкольных учреждений должны предпринимать повседневные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. В детском саду при любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием закаливания — воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно.
Очень важно соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда. Нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать. Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Культурно — гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы. Чтобы детям было интересно и легче запоминалось можно использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций. Например, «Мойся мыло! Не ленись! Не выскальзывай, не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала!» О микробах: «Микроб — ужасно вредное животное, коварное и главное щекотное. Такое вот животное в живот залезет — и спокойно там живёт. Залезет шалопай, и где захочется гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: и насморк, и чихание, и пот. Вы, дети, мыли руки перед ужином? Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным. Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!” Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!!! Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. «Береги здоровье смолоду», и дети должны знать, почему так говорят.
Обязательно ежедневно проводить гимнастику. Физкультурные занятия – основная форма физкультурно – оздоровительной деятельности, организованного систематического обучения старших дошкольников физическим упражнениям. Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
∙ осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
∙ повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
∙ развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др. Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др. Еще очень важная проблема и родителей, и воспитателей, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность. Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия приносят положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье, как правило, становятся постоянными.
Очень большое значение имеет правильное питание. Обыгрывание ситуаций «В гости к Мишутке» и «Вини — Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!» поможет деткам легче понять, какие продукты полезны, а какие не очень. Воспитатели должны детям рассказывать, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! Таким образом, дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно, начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.
Поэтому нужно доносить информацию до детей разными формами и методами: методами наблюдения, спортивно – музыкальными развлечениями, оздоровительными экскурсиями с привлечением родителей. Для родителей оформляются стенды, папки – передвижки, буклеты, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям), проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования ЗОЖ. А также необходимо просматривать слайды, фильмы, презентации, где обучающий процесс был бы организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Рассматривать картинки, иллюстрации. Проводить эстафеты, спортивно – музыкальные развлечения, весёлые старты, познавательные беседы, конкурсы и викторины, КВН, «Уроки доброты», инсценировки и театрализации; подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия; познавательное чтение; защита плакатов, проектов, выпуск стенгазеты. Так у детей появится желание закаливаться, вести здоровый образ жизни и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (физкультуру, рисование, аппликацию, лепку).
Проект «Береги здоровье смолоду!» и презентация «Здоровый образ жизни» были созданы для детей подготовительной группы. Его основной целью является создание системы мероприятий, нацеленных на формирование здорового образа жизни дошкольников.
Таким образом используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эффективность воспитательного процесса.
Для выявления представлений детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №38» о компонентах ЗОЖ человека, использовалась методика «Ранжирование».
В основе рекомендуемого здорового образа жизни детей лежат следующие составляющие | |
потребность в занятиях спортом | 47 % |
интерес к правильному распределению режима дня | 12 % |
интерес к окружающей среде, природе Камчатки | 11 % |
правильное питание | 21 % |
необходимость пополнения собственных знаний об охране собственного здоровья | 9 % |
Таким образом, был сделан вывод, что понятие о ЗОЖ у детей сформировано недостаточно. Данные анкетирования детей позволили сформировать цель исследования и его задачи.
Цель исследования: определить понятие «Здоровый образ жизни», формирование ЗОЖ, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека и выявить основные составляющие ЗОЖ
Задачи исследования:
- Возможность сохранения здоровья дошкольника.
- Сформировать у него необходимые знания к формированию ЗОЖ.
- Научить использовать эти знания в повседневной жизни.
- Социологическое исследование родителей.
Формы работы по реализации:
- Физкультурно – оздоровительные досуги.
- Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу.
- Познавательное чтение; заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
- «Уроки доброты».
- Конкурсы и викторины, КВН.
- Продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов.
- Веселые старты, эстафеты, аттракционы.
- Выпуск стенгазеты.
- День (неделя) «Спортивных игр».
- Инсценировки и театрализации.
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Спортивное соревнование для детей и взрослых, познавательные праздники и развлечения.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
- Познавательные беседы.
- Дидактические игры.
- Проведение наблюдений.
- Подвижные игры; сюжетно – ролевые игры.
- Проведение праздников.
- Организация экскурсий по свежему воздуху.
- Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг.
- Чтение произведений о ЗОЖ.
- Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
- Составление сказок.
- Оформление материалов презентации.
- Анализ и обобщение полученных данных.
Данное исследование с детьми предполагало сотрудничество педагога и ребенка. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Процесс обучения строился с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Образовательная деятельность была направлена на формирование ЗОЖ, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Ежедневно большое внимание уделялось режимным моментам и специальным мероприятиям: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованной прогулке; ежегодно большое внимание уделялось летней оздоровительной компании, проводились комплексы мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (подвижные, сюжетно — ролевые игры).
Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.
На занятиях по музыкальному развитию шло обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям в виде имитационно-подражательных движений. Это развивает у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.
Практическая деятельность детей заключалась в их участии в организации спортивных игр, эстафет, весёлых стартов, а также в изготовлении плакатов, стенгазет.
Немаловажное значение придавалось работе с родителями. Анкетирование родителей по теме «ЗОЖ» позволило собрать информацию, которая впоследствии использовалась в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, выставки художественного творчества, конкурсы детей и родителей и пр.
Анализ результатов мониторинга дошкольников показывает:
Уровень сформированности знаний о ЗОЖ повысился.
Такие формы работы, как исследования дают возможность детям понять, что главное в ЗОЖ – это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- У формировано осознанного правильного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.
- У детей появилось желание закаливаться, правильно питаться, соблюдать режим дня, заниматься спортом и т. д.
- Сформировалось умение анализировать, делать выводы.
- У детей появилось желание общаться с природой, ведь здоровье зависит ещё и от окружающей среды.
- Усовершенствовался уровень компетентности родителей по теме исследования.
Выводы:
Важно помнить, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика ЗОЖ не менее важна, чем пропаганда. ЗОЖ является важной составляющей полноценной жизни в быстро меняющемся мире. Ребёнок с детства должен ценить здоровье и следовать нормам ЗОЖ. Благодаря ЗОЖ каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
Очевидно, что решение этих проблем носит комплексный характер, предполагающий организацию многочисленных направлений деятельности, важнейшим из которых является образование и воспитание подрастающего поколения в интересе к ЗОЖ.
В целенаправленной работе с детьми, начиная с детских садов, воспитатели должны постоянно читать детям добрые сказки и рассказы о ЗОЖ, созданы максимальные условия для проведения физкультурных занятий (занятия проводит инструктор по физкультуре), также постоянно осуществляется разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование ЗОЖ детей.
Средства массовой информации, другие организации должны регулярно проводить различные конкурсы на знание и на формирование у дошкольников здорового образа жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rngf.ru/ © 2003 — 2016 «Библиофонд».
- Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников / И. М. Новикова. – М: Мозайка – синтез, 2010
- Алямовская В.Г. «Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»/В.Г.Алямовская //дошкольное образование – Москва: Транспорт,2011 г
- Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» Санкт — Петербург 2005
- Воробьёв В. И. «Слагаемые здоровья» Москва; 2004.
Приложения
Приложение №1 Презентация «Здоровый образ жизни».
Приложение №2 Проект «Береги здоровье смолоду!».
nsportal.ru
Формирование положительного отношения к ЗОЖ у детей
Дети растут, их взгляды, предпочтения неумолимо меняются. Но, основы жизненного мировоззрения, вложенные в их голову родителями зачастую сопровождают человека на протяжении всей жизни. Как сложно избавиться от вредных привычек или разрушить стереотип собственной заниженной самооценки в зрелом возрасте? Заложив правильные основы отношения ко всему окружающему и к себе самому у ребенка, мы можем скоординировать течение всей его жизни в правильном направлении. Мы в силах помочь своим детям стать более успешными, стойкими перед любыми обстоятельствами и сохранить здоровье детей.
Прививая эти основы ЗОЖ ребенку с младенчества, мы формируем в нем осознанную потребность в том, чтобы быть здоровым. А это очень важно. Для разностороннего развития ребенка необходимо правильное питание ребенка, соблюдение режима, достаточная разносторонняя физическая активность, закаливание, соблюдение норм гигиены, подходящие условия для эмоционального развития.
Что должны знать дети о здоровом образе жизни (ЗОЖ)?
Во время интенсивного влияния средств массовой информации, довольно сложно воспитать у ребенка нужное отношение к правильному питанию. Тем не менее, следует донести до детей полезность употребления определенных продуктов и все возможные отрицательные моменты от питания вредной пищей. Например, для самых маленьких, можно, в режиме игры, периодически выкладывать на тарелку нарезанные овощи или фрукты в форме сердечек, которые будут символизировать пользу этих продуктов для организма.
Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, делайте всей семьей зарядку по утрам. Не муштруйте ребенка, покажите как это весело и полезно для здоровья на собственном примере. Пробуйте различные виды нагрузок, осваивайте базовые элементы некоторых видов спорта. Не отговаривайте ребенка, если он выберет какой-то из видов спорта в качестве главного пути своего развития.
Режим очень полезен для состояния здоровья детей и взрослых. Создайте свои семейные ритуалы, которые смогут помочь ребенку понять, что пора спать или есть. Не ограничивайте детей в развлечениях чересчур, при этом не потакайте его капризам. Найдите золотую середину и старайтесь четко следовать выбранному «маршруту».
Детям довольно сложно взять под контроль свой страх, обиду, разочарование. Чтобы эти эмоции не выходили за пределы здравых рамок, приучайте ребенка с детства к самоконтролю. Создайте для этого благоприятные условия в семье. Учите ребенка стабилизировать свои эмоции в любой ситуации, сохранять концентрацию при переходе от одного занятия к другому.
Методы обучения основам здоровья детей
Дома, в детском саду ребенка ежедневно приучают к соблюдению правил здоровья. Производится это посредством:
- Игровой манеры;
- Организации спортивных соревнований;
- Развития творчества;
- Организации питание ребенка по правилам ЗОЖ и этикета;
- Проведения тематических бесед;
- Организации закаливающих мероприятий, прогулок;
- Совместного прочтения специализированной литературы;
- Приобретения собственных средств гигиены, например, личной расчески, зубной щетки;
- Распределения где, чья постель и т. д.
Для хорошего результата, привычки, которые формирует детское учреждение, должны находить поддержку и в домашнем применении.
Основы питания ребенка по правилам ЗОЖ
Для формирования правильного стереотипа питания ребенка нужно приучать к его правилам с самого рождения.
- Соблюдайте в семье режим питания.
- Используйте в процессе приготовления пищи только натуральные продукты, откажитесь от всевозможных химических добавок и примесей.
- Рассчитывая порцию для детей, сопоставляйте ее размеры и пищевую ценность с количеством энергозатрат ребенка.
- Необходимо составить разнообразный рацион питания ребенка, так как детский организм растет, все системы находятся в стадии развития, формирования. Детский обмен веществ намного быстрее, чем у взрослого человека, тем более учитывая уровень двигательной активности ребенка.
Закаливание и двигательная активность
Двигательная активность очень важна для здоровья детей. С самых первых дней жизни он находится в движении, тем самым познавая мир. Помимо помощи в совершенствовании физических данных, родители могут заняться закаливанием ребенка. При правильном осуществлении процедур, это благоприятно влияет на иммунитет и здоровье детей в целом.
Главное правило закаливания детей – это индивидуально подобранный подход. Начинать следует постепенно, и только тогда, когда ребенок положительно настроен, не капризничает.
Личная гигиена ребенка
Гигиена – это естественная профилактика появления множества заболеваний. Приучайте вашего малыша с первых дней к ее правилам, в соответствии с возрастом.
Научите ребенка, для начала, мыть руки по мере загрязнения, после туалета, перед едой, по приходу с улицы. Также чистить зубы 2 раза в день, расчесывать волосы.
Делайте сначала это вместе с ребенком, демонстрируйте на примере, смотрите тематические мультфильмы, читайте детские книги о гигиене. Строго контролируйте процесс и систематичность выполнения на начальном этапе, со временем повышайте требования к выполнению, добавляйте другие ритуалы гигиены.
Другие факторы, влияющие на развитие и здоровье детей
Возможность заботиться об окружающих. Понимание чужого горя, сопереживание и желание помочь – это очень ценные качества характера человека. Воспитывайте в ребенке сострадание к чужому несчастью, стремление заботиться о своем здоровье и о близких людях.
Начните воспитание с себя. Создайте благоприятную атмосферу любви, взаимопонимания в семье. Придерживайтесь неукоснительно правил ЗОЖ, ведь именно вас ваш ребенок видит своим примером для подражания. Сколько бы вы ни бились головой в потугах, чтобы научить, как нужно поступать, дети все равно будут смотреть на то, как это делаете вы и подражать вашему поведению.
medaboutme.ru
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
* Формирование понимания необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
*Воспитание культурно – гигиенических навыков.
*Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры.
*Соблюдение элементарных правил ЗОЖ.
Здоровье дошкольника – важнейший вопрос, волнующий родителей ребятишек от 3 до 7 лет. Здоровье является необходимым условием физического и психического развития. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. [3, с.34]. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Фундамент здоровья создаётся именно в дошкольном возрасте, именно, на этом должны сосредоточить внимание врачи, воспитатели, родители. [1, с.47]. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольника. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. [5, с.28]. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.
В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. [7, с.31].
В нашейгруппе мы большое значение уделяем здоровому образу жизни. Начиная cо второй младшей группы, мы закаляем детей летом на площадке в рамках интеграции через разнообразные виды деятельности.
Родители своим примером показывают детям, как это здорово заниматься спортом.
Родители активно помогают нам исследовать экологическую тропу в детском саду зимой.
Начиная со средней группы, мы ходим в мини – экспедиции. Родители с большим удовольствием принимают в этом активное участие на протяжении всего дошкольного периода.
И с каждым разом желающих родителей принять участия в наших мероприятиях становится все больше и больше.
В наших мини – экспедициях принимают участие дедушки и бабушки. И делают это с огромным удовольствием. Они показывают детям пример, как надо быть активными, чтобы стать здоровыми. Вот на фото бабушка играет с детьми в футбол, а дедушка играет в игру.
Родители – активные участники во всех спортивных мероприятиях. Тем самым они показывают детям, что здоровье очень важно всегда и в любом возрасте.
Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача: сформировать в маленьком человеке навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. [2, с.44]. Исходя из этого, основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье.
Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. [6, с.34]. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:
– Соблюдение режима дня, активности и сна.
– Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
– Правильное, здоровое питание.
– Закаливание.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. [4, с.29]. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.
Важно помнить, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом, в семье. А семья играет главную и решающую роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка.
Литература:
- Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
- Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещени, 1995.
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Ахутина, Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – С.42.
- Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис.канд.пед.наук/ Л.Г.Касьянова // Екатеринбург, 2004. – 22с.
- Л.В.Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 5005г.
- Журнал» «Дошкольное воспитание»
- Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр « Сфера», Москва, 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, родитель, детский сад, укрепление здоровья детей, необходимое условие, Российская Федерация, правильное отношение.
moluch.ru