Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
По данным исследований Министерства здравоохранения России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств. На этом фоне одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. При решении озвученной задачи школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. По оценкам специалистов состояние здоровья учеников зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от соблюдения норм и правил здоровьесбережения в условиях школьного обучения.
Согласно ФГОС программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной и обеспечивает формирование в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью. Его основная цель – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства. Отсюда вытекающие задачи:
— разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника;
— совместно с родителями и в сотрудничестве с медицинским работником создать здоровьесберегающий и здоровьесозидающий режим дня и рацион питания каждого ребёнка моего класса;
— активно вовлекать детей в общешкольные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни;
— включиться в активное сотрудничество с учителями физической культуры, ОБЖ, педагогами дополнительного образования для совместной работы по сохранению укреплению здоровья детей;
— повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
За период своего многолетнего педагогического труда я пришла к выводу, что работа по сохранению здоровья детей не может носить эпизодический характер. Она должна быть непрерывным каждодневным кропотливым трудом. Отправной точкой для меня стало изучение факторов, негативно влияющих на здоровье детей. В качестве основных факторов выделяю следующие:
— неблагоприятная экология;
— неправильный режим дня;
— родители, ведущие нетрезвый образ жизни;
— отсутствие школьной гигиены;
— сокращение свободного времени;
— увеличение числа подростков, подверженных вредным привычкам;
— возрастание потока информации.
Изучив наличие данных факторов для контингента моего класса, я пришла к выводу, что большинство этих факторов имеют место быть.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Поэтому первым этапом работы в этом направлении была работа по налаживанию преемственных связей с детским садом и работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей моих детей. На этом этапе я активно вовлекалась во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим будущим классом, участвовала на родительских собраниях, где в сотрудничестве с воспитателями организовывала для родителей лектории и профилактические беседы по пропаганде ЗОЖ.
Когда дети пришли ко мне в первый класс, для меня стало первоочередной задачей создание здоровой обстановки в учебном кабинете, так как большую часть дня дети проводят в нём. Кабинет мой полностью соответствует требованиям САНПИНа. Экологические технологии — озеленение, обустройство школьной среды, освещение, тепловой режим — осуществляются с учётом возрастных особенностей детей класса. Проветривание, увлажнение производятся регулярно. Для создания здорового психологического климата имеются игровые уголки.
Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком согласно Маршруту Оздоровления, выработанного в сотрудничестве со школьным медработником.
Индивидуальный маршрут оздоровления для ученика 3 класса Олина Кирилла. (Проблема с осанкой) | |
1. Утро. | 1. Игра “Весёлый караванщик” (В игровой форме предлагаю этому ученику перенести учебники по одному со стола до шкафа на голове) |
2. Упражнение “Могучий атлант” (В игровой форме ученику предлагается встать вдоль стены, высоко подняв руки вверх для поддержания небесного свода). | |
3. Домашнее задание. | 3. Провести мини-исследование: меняется ли твой рост в течение дня? Чтобы ответить на этот вопрос. Вместе с родителями измерь свой рост 3 раза через каждые 2 часа. |
Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
3. Количество видов подачи учебного материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.
4. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию, то есть осуществление компетентностного подхода в обучении.
5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке;
8. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
9. Положительный психологический климат на уроке.
10. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
11. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
В связи с тем, что в современную школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся перед педагогом возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Достаточно эффективно использование массажа. Массаж не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм.
Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются. Поэтому на уроках провожу следующие упражнения:
1. Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.
А) Каток. Ребенок катает стопой мяч в направлении вперед – назад (1-2 минуты).
Б) Сборщик. Ноги полусогнуты в коленях, ребенок собирает пальцами ног мелкие предметы: ластик, бумажный шарик, карандаш…, расположенные на полу и складывает их в кучу (1-2 минуты).
В) Гусеница. Ребенок сидит, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляет и движение повторяется, имитируя движение гусеницы (30-50 секунд).
Г) Мельница. Ребенок, сидя с выпрямленными коленями, выполняет круговые движения стопой сначала влево затем вправо (по 10-12 кругов в каждую сторону).
2. Комплекс упражнений на осанку.
Мешочки, наполненные песком:
— на носочках, мешочки на голове;
— по скамейке проходят с мешочками на голове;
— на вытянутой правой руке — мешочки, затем на левой.
3. Комплекс упражнений для снятия утомления.
А) “Согревание глаз”. В положении стоя, ноги вместе, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперед, трущие движения ладонью о ладонь, затем “тепло” переводим на глаза (10 секунд, 2-4 раза)
Б) Поглаживание шеи (8-10 растираний).
4. Формулы психомышечной тренировки.
— я расслабляюсь и успокаиваюсь;
— мои руки расслабляются и теплеют;
— мои руки полностью расслабленные … теплые … неподвижные;
— мои ноги расслабляются и теплеют;
— мое туловище расслабляется и теплеет;
— моя шея расслабляется и теплеет;
— мое лицо расслабляется и теплеет.
Все приведенные комплексы можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Главное придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – “лучше “недобрать” нагрузки на занятии, чем ее превысить”.
Уроки физической культуры изначально нацелены на созидание здоровья. Содержание уроков планирую с учётом групп здоровья детей и моделирую профилактические и коррекционные упражнения. Например, по профилактике и коррекции плоскостопия активно используются занятия с массажными ковриками: массаж стоп по отдельности, преодоление препятствий в виде тренажёрной дорожки из природного материала (жёлудей, грецких орехов, шишек, галька, горох), эстафеты-игры (прохождение по расставленным массажным кочкам, игра “Займи свою кочку”, “Займи свободную палочку”)
Во время переменок дети имеют возможность свободно погулять по массажным коврикам, посидеть на спортивных шарах.
Следующий шаг – организация и реализация внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Внеклассные мероприятия | |
Название мероприятий | Участники мероприятия |
Проектирование. |
Классный руководитель, учащиеся и родители |
Интегрированные мероприятия. 1. Всероссийский кросс здоровья “Кросс наций”. |
Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
2. “Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет” (УМК “Путь к успеху”) | Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник |
3. Конкурс рисунков на тему здоровья. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учитель ИЗО |
4. День Здоровья (ежемесячно) | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник. |
5. “Безопасное колесо” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
6. Экологическая тропа. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя биологии, географии, медицинский работник |
7. “Весёлые старты” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
8. “Парад младших войск” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
9. Олимпийский урок. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
10. Организация профилактических мероприятий на период эпидемии гриппа. | Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник |
Формирование у дошкольников ценностей ЗОЖ в свете ФГОС ДО | Физическая культура
Формирование у дошкольников ценностей ЗОЖ в свете ФГОС ДО
Автор: Дементьева Марина Валерьевна
Организация: МБДОУ Вешкаймский д/с Рябинка
Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Вешкайма
Здоровье является истинно человеческой ценностью. По словам А. Шопенгауэра, именно «здоровье превышает все блага человеческой жизни». Несмотря на систему мероприятий в нашей стране по охране здоровья, состояние его, постоянно ухудшается, что вызывает большую тревогу. Из года в год растет число детей с ослабленным здоровьем, этому способствуют различные факторы: экологические, наследственные, социальные, а так же психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому усилия работников дошкольной организации направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога.
В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья. Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, иметь представление о том, что полезно и что вредно, а главное – активно о нем заботиться. Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, и будут способствовать формированию привычки вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни нужно учиться, а обучение дошкольников должно проходить в деятельности.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.
Одной из главных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Модернизация отечественного образования ориентирована на осуществление обновление целей, содержания и способов и форм организации педагогического процесса на все ступенях непрерывного образования человека.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитание у них потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического и эстетического развития. Основой являются познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка к ценностям здорового образа жизни. В этом случае важное место принадлежит ведущей деятельности ребенка дошкольника – игре: дидактической, драматизации, имитации.
В формировании здоровьсберегающей компетентности необходимо обращать внимание, чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнение правил для здоровья, чтобы формирование практических умений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, чтобы у детей развивался самоконтроль. У дошкольников в результате постоянного повторения одних и тех же режимных процессов формируются прочные привычки. Поэтому важно установить контакт с семьей, для дальнейшего их развития и закрепления. Многое зависит от родителей, педагогов. Необходимо иметь в виду, что не всегда ребенок сам может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности, в этом смысле он пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поведение.
Демографическая ситуация в нашей стране складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем он тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому от решения проблемы укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.
Цель моей работы по формированию у дошкольников ценностей ЗОЖ в свете ФГОС — сформировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
В ходе работы необходимо решить задачи:
- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно — гигиенических навыков.
- Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Для того чтобы реализовать работу по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Здоровьесберегающая среда – это, прежде всего комплекс социально- гигиенических, психолого-педагогических, морально – этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают ребенку психическое и физическое благополучие. Данная среда должна удовлетворять потребности воспитанника и способствовать формированию у него представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других людей. Все пособия, атрибуты, игры в дошкольной организации должны быть красочными, яркими, интересными, чтобы привлечь внимание детей и желание с ними действовать.
В ходе своей работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, у меня возникла идея о создании в группе многофункционального уголка «Страна здоровья». В каждой стране есть свой герб, такой герб появился и в нашей «Стране здоровья. В центре Солнце, как источник жизни на земле. В каждом цветовом секторе символы, составляющие основу нашего здоровья, это — спорт, гигиена и здоровое питание.
Для ознакомления своих воспитанников с темой «Мой организм», в группе появился человечек — Кирюшка, который помог привлечь внимание детей к изучению человеческого организма.
Информация, в виде цветных картинок, на стенде «Советы Аскорбинки» постоянно обновляю, из которых дошкольники узнают о способах закаливания, сохранения зрения и слуха, предупреждения плоскостопия и сколиоза, полезных и вредных привычках, а так же другая полезная информация по формированию представлений о здоровом образе жизни. В «Стране Здоровья» воспитанники получают представления о витаминах, правильном питании, знакомятся фруктами, овощами и продуктами, учатся классифицировать их, определяя их пользу и вред. Здесь дошкольники знакомятся с зубами, их ролью в жизни человека, полезных и вредных продуктах, наглядно видят, как выглядят здоровые и больные зубы, а так же учатся правилам ухода за зубами.
Данный уголок помогает мне при проведении непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми по разделам «Человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки».
Для формирования привычки вести активный и здоровый образ жизни помогает оборудованный спортивный уголок с наличием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования.
Чтобы привлечь внимание воспитанников, использую сказочные персонажи: Доктор Айболит, Аскорбинка и ее друзья, Королева зубная щетка, Микробы, Старуха Простуда и другие.
Дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать в группе библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни.
Наличие развивающей здоровьесберегающей среды и системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства.
На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Создание клуба «Здоровый дошкольник», цель которого, пропагандировать здоровый образ жизни и оказывать консультативную помощь, привлекло родителей, которые явились не только слушателями, но и активными участниками всех оздоровительных мероприятий. Созданный уголок здоровья, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование. Традицией стало проведение совместных оздоровительных мероприятий, ведение альбомов «Здоровячки».
Результаты самоанализа моей деятельности показали, что происходит развитие собственной компетентности в реализации развивающего потенциала во взаимодействии с детьми. Я убедилась в действенности использования способов и приемов эмоционально-комфортного типа взаимодействия в зависимости от эмоциональных проявлений ребенка. Взаимодействие стало боле гибким, опирающимся на непосредственно детский интерес. Максимально использую потенциал режимных моментов, как дополнительную развивающую возможность взаимодействия с ребенком.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии и развивающий потенциал взаимодействия с детьми и родителями, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Заключение.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Именно поэтому любая общеобразовательная организация и в первую очередь детский сад должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Создание традиций ЗОЖ — это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных организациях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
А уже сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии и развивающий потенциал взаимодействия с детьми и родителями, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, формируем у дошкольников ценности здорового образа жизни, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Литература:
- Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации // У.: УИПКПРО.2008
- Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации //У.:ИПКПРО.2007
- Анохина И.А. Индивидуальный подход в физультурно-оздоровительной работе ДОУ: методические рекомендации //У.: ИПКПРО.2006
- Анохина И.А. О компетентностном подходе в области организации культуры здоровья по работе с дошкольниками // У.: УИПКПРО.2013
- Анохина И.А. Эмоциональный комфорт ребенка в группе – важный показатель социального благополучия в группе // У.: ИПКПРО.2007
- Анохина И.А. Интегрированный подход в формировании физического развития детей дошкольного возраста // У.: УИПКПРО.2011
- Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века // М. : Гардарики. 2008
- Закон об образовании: гл.7 Общее образование. ст.63 // 2012
- Коломийченко Л.В. Я — компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников //М.: ТЦ Сфера.2013
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий // В.: «Учитель».2009
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой // М.: Мозаика-Синтез.2012
- Путин В.В. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / 4 раздел. Развитие образования // от 17 ноября 2008 №1662-р
- Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников // Р.н/Д.: Феникс. 2007
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // от 17 октября 2013г. № 1155
Приложения:
- file1_8fbfb3d7-4b47-4aa5-9.. 38,8 МБ
- file0.doc.. 53,0 КБ
Опубликовано: 11.10.2019
Опыт работы по формированию культуры здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей оставляет желать лучшего. Современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны, поэтому сохранение здоровья подрастающего поколения — задача государственной важности. Цель работы учителей начальной школы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья.
«Опыт работы по формированию культуры здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей оставляет желать лучшего. Большинство учеников имеют 2 и 3 группу здоровья, по физкультурной группе большой процент составляет подготовительная.
Современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны, поэтому сохранение здоровья подрастающего поколения — задача государственной важности. Одной из задач, поставленных перед учителем начальных классов на современном этапе развития школы, является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Во ФГОС НОО отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В соответствии с этим определяем цели и задачи нашей работы.
Цель работы учителей начальной школы:
Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, высокую работоспособность учащихся и исключение переутомления во время учебного процесса; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни.
Организацию физкультурно-оздоровительной работы стараемся проводить с использованием нетрадиционных оздоровительных средств, делая акцент на исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.
Надеемся, что в результате выпускник начальной школы – это будет ученик, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В своей работе учителя начальной школы используют различные технологии, в том числе и арт-технологии.
Сейчас мы приглашаем специалистов как на платной основе для проведения занятий «Рисование на песке», «Рисование на воде», «Рисовать легко», а также стараемся использовать на уроках и внеклассных мероприятиях опыт специалистов валеологического центра, которые раньше проводили занятия по изо с элементами арт-терапии. Жаль, что сейчас этот центр не работает. Нетрадиционных техник рисования существует великое множество, мы используем их в зависимости от целей и задач учебного занятия.
Ученики начальной школы с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях школьного и городского уровней. Традиционным является праздник для первоклассников «Всей семьей в страну Олимпию». А мои ученики, которые сейчас учатся в 7 классе, принимали участие в городском конкурсе «Вас приглашает Спортландия» во Дворце детского творчества и заняли призовое 3 место.
Ученики 1-2 классов работают по программе «Разговор о правильном питании» под руководством ЭкБЦ и соответственно участвуют в городских конкурсах. В прошлом году Абрамова Олеся принимала участие в городском конкурсе проектов в ЭкБЦ «Спортивный стадион» в рамках программы «Разговор о правильном питании» по теме «Спорт. Музыка. Грация», а потом и нам рассказала об особенностях занятий художественной гимнастикой.
Семья Бушуевой Вики участвовала и стала призером конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» в рамках программы «Разговор о правильном питании». Они не только преобразовали картину Зинаиды Серебряковой, превратив героиню с овощами в «Вику с овощами», но и представили наше совместное стихотворение о пользе правильного питания для нашего здоровья.
Примерно 2 раза в год с учениками стараемся выезжать на турбазы, в «Город спорта», где организуем различные спортивные мероприятия.
Материал уроков окружающего мира, литературного чтения содержит большой материл для работы по теме «Человек и его здоровье». В течение учебного года проводится цикл классных часов «Уроки здоровья».
Говоря о психологическом здоровье, хочется порадоваться за учеников нашей начальной школы, которые занимаются в Центре художественных ремесел современным этикетом и вот уже 4 года подряд, в том числе и в этом году, занимают 1 место в городском конкурсе «Ежели вы вежливы…». Есть надежда, что в наше время, когда много проявлений грубости, жестокости, невоспитанности, у наших детей будут заложены основы истинной нравственности.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», поэтому так важно нам заботиться о своем здоровье и о здоровье наших детей.
Формирование здорового образа жизни дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Формирование здорового образа жизни дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное образовательное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Задача педагога состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
Формирование понятия «не вреди себе сам»
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-комплексы коррегирующей гимнастики;
-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой
2 Физическая культура
-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-коррегирующие упражнения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
6 Логоритмика.
-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;
-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности;
-пальчиковая гимнастика;
-двигательные задания на пространственную ориентировку;
-ритмические упражнения;
-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.
7. День здоровья
-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.
8. Физкультурный праздник.
9. Физкультурный досуг.
10. Индивидуальная работа по развитию движений
-упражнения со специальным оборудованием;
-коррекция нарушений ОДА.
11. Закаливание
-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком;
-облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.
Система работы ДОО по формированию культуры ЗОЖ в соответствии с ФГОС
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Система работы ДОО по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС. Шаюсупова В.А., старший преподаватель кафедры технологий охраны и укрепления здоровья СОРИПКРО
2 слайд Описание слайда:Согласно определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия…». на 10 – 15% — от наследственности 10% составляет вклад медицины более чем на 20% — от состояния окружающей среды на 50 – 60% зависит от образа жизни 10% 10% 20% 60%
3 слайд Описание слайда:Виды здоровья соматическое физическое психическое социальное духовно- нравственное интеллектуальное
4 слайдСтатья по ЗОЖ по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «…что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе .
Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой — создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.
Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.
Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
Сегодня я хочу остановиться на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Поэтому внеурочная деятельность должна быть некой алтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.
Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.
Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:
— проведение занятий кружка «Школа мяча»;
— организация и проведение спортивных соревнований;
— проведение экскурсий, походов;
— проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Азбука здоровья»;
— организация проектной и исследовательской деятельности.
— работа с родителями.
- Проведение кружка «Школа мяча».
- Проведение спортивных конкурсов, соревнований. В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Один раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».
В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.
- Организация и проведение экскурсий, походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.
- Работа кружка «Азбука здоровья». На этом кружке систематически проводятся классные часы и беседы, в рамках которых обсуждаются следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие, проводятся различные внеклассные мероприятия.
Каждый год обязательно проводятся праздники, такие как «В гостях у доктора Айболита», «Здравствуй, друг наш Мойдодыр!», «Путешествие в город Будьте здоровы». При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений им прививаются навыки здорового образа жизни.
Работа с детьми в рамках этой программы строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.
- Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» — сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».
- Организуется работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:
- обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
- увеличить объём двигательной активности детей;
- сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
- обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
- активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрен комплекс мероприятий для ДОУ, способствующий здоровьесбережению воспитанников, описана система работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и их родителей, акцентирована важность на сотрудничестве с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст, ФГОС ДО.
Изложение основного материала. Современный мир диктует свои условия. Все ранее созданное и сформированное модернизируется. Не обошел данный процесс и систему образования. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования — это основа развития и успешности образования в целом и дошкольного в частности.
Стратегической целью современных дошкольных образовательных учреждений является раскрытие основных и потенциальных возможностей специфичных для возрастной индивидуальности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет дошкольное детство как важный период времени в общем развитии личности. Одним из главных аспектов для полноценного гармоничного развития ребенка является здоровье. Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования [2].
Современные условия жизни способствуют лишь ухудшению здоровья детей. Среди патологий преобладающими являются болезни органов дыхания, аллергические заболевания, болезни органов пищеварения, сердечно — сосудистой системы. Растет количество детей «группы риска» по развитию психических нарушений. Также увеличено число детей, дошкольного возраста, имеющие низкие возрастно-половые показатели физического развития [4]. Именно поэтому ведется активная работа в вопросах формирования основ ведения здорового образа жизни среди всех слоев населения, начиная с самого раннего возраста.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и позитивное психологическое самочувствие. Все его аспекты одинаково важны и должны рассматриваться во взаимосвязи [1]. Неслучайно древняя медицина уделяла большое внимание системе воспитания, в которой сочетались физическое и духовное развитие ребенка. История показывает, что общество имеет постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки: ходьбу, бег, плавание, развивать в оптимальных уровнях его физические способности: силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
Под ведением здорового образа жизни мы понимаем комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, которые планово, систематично вводятся в жизнь человека и закрепляются им на протяжении всей его жизни, став некой философией существования личности. Комплексом таких мероприятий для ребенка дошкольного возраста, которые посильно привить детям в соответствии с ФГОС в условиях дошкольного учреждения (а также в домашних условиях при сотрудничестве с родителями), могут выступать: закаливание, проведение культурно-гигиенических процедур, психогимнастика, отказ от употребления вредных продуктов питания, умеренность в использовании информационно-коммуникационных технологий, физкультурные занятия, применение здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения; логоритмика; дыхательная гимнастика) и пр. [3].
Успешное решение проблемы, по мнению Андреевой Н. А., возможно при условии создания в дошкольных учреждениях эффективной системы работы по пропаганде здорового образа жизни, целью которой являются:
– укрепление нравственного и физического здоровья детей;
– направление внимания дошкольников на собственное здоровье и развитие умений и навыков его сохранения;
– постоянная пропаганда принципов здорового образа жизни;
– информирование детей о негативных последствиях вредных привычек;
– привлечение родителей и общественности к утверждению принципов здорового образа жизни [2, с.13].
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей и их родителей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых — родителей и педагогов. В ФГОС ДО подчеркивается данный аспект.
В последнее время большинство родителей часто интересуются, как реализовать принципы здорового образа жизни в наших реалиях и в какой форме преподносить их для своих детей. Это достаточно сознательные ответственные родители. Они покупают различные тренажёры для домашнего использования, отводят детей в спортивные секции, кружки хореографии, придерживаются рекомендаций воспитателей ДОУ, стараются быть положительным примером для детей. Но в тоже время, не все молодые семьи могут обеспечить необходимые условия для воспитания здоровых детей. Важную роль для решения данной проблемы отводится дошкольному образовательному учреждению, взаимодействию педагогов с семьями детей.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является оказание психологической и педагогической поддержки семьям, а также повышение осведомленности родителей в вопросах образования, защиты и развития здоровья детей. Для реализации данной проблемы необходимо взаимодействие с семьей на принципах партнерства и взаимопонимания.
Работа с семьей в дошкольном учреждении может проводиться в самых различных формах:
- Информационные формы позволяют собирать сведения о семье воспитанников;
- Проведение совместных мероприятий способствует сближению, созданию дружеской атмосферы;
- Коллективные формы работы являются когнитивными, что вызывает доверительное отношение к специалистам ДОУ;
- Визуальная информация способствует активизации внимания родителей к наиболее острым проблемам;
- Участие родителей в создании атрибутов для соревнований, оформление обоев, альбомов достижений и многое другое.
Очевидно, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического попечительства. Формы, содержание, способы напрямую связаны с теми возрастными особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой формирования у него определенных внутренних установок, в том числе и на здоровый образ жизни [5].
Среди форм и методов процесса формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни приоритетная роль принадлежит активным методам, основанным на демократическом стиле взаимодействия и способствующим формированию критического мышления, инициативы и творчества. Целесообразно применять традиционные методы: беседа, наблюдения, разъяснения, убеждения, положительный и отрицательный примеры, методы выработки привычек, методы упражнений, контроля и самоконтроля и т. д.
Работа с детьми для развития здорового образа жизни в дошкольном учреждении направлена на раскрытие определенных знаний и навыков, осознанных потребностей в физическом воспитании и спорте, понимание того, что здоровье — это не только отсутствие заболевания, но и необходимость тщательного отношения к своему организму. Чтобы преследуемая цель была успешной, необходимо создать определенные условия.
Основное условие в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно определить за счет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни является:
– Технологии сохранения здоровья и их внедрение в дошкольные образовательные учреждения;
– Сотрудничество с семьей;
– систематическая работа в области сбережений для здоровья;
– создание особых условий для обеспечения детской двигательной активности, удовлетворения их потребности в движении.
– обеспечение соблюдения дневного режима;
– индивидуальная работа с детьми;
– работа по улучшению здоровья ослабленных детей;
– индивидуальный подход для детей, перенесших болезнь;
– проведение диагностических исследований.
– достаточные материальные ресурсы, создание развивающейся среды.
Выводы. Взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом. ФГОС ДО направлен на поддержку многообразия детства, сохранение его уникальности и внутренней ценности. Все дети имеют право на счастливое и яркое детство, полное впечатлений. Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, подвижным, бегать, прыгать, кататься на велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полностью жить этой блестящей страницей своей жизни и стать достойным гражданином этой страны. А помочь ребенку ценить свое здоровье, заботиться о нем, могут взрослые: педагоги ДОУ и родители ребенка.
Литература:
- Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы.pdf (дата обращения: 16.10.2017).
- Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева.- Екатеринбург, 2005.– 22 с.
- Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с.8–14
- Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.
- Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь человека, дошкольное образование.